Биологические особенности развития младших и старших подростков
Одной из характеристик подросткового возраста является биологическое созревание, которое отмечается бурным физическим развитием, совпадающим с половым созреванием.
В процессе полового созревания можно выделить пять стадий, характерных как для мальчиков, так и для девочек.
Первая стадия – детство (инфантилизм). На этой стадии репродуктивная система развивается медленно и фактически незаметно. Эта стадия завершается у девочек в 8-10 лет, а у мальчиков в 10-13 лет.
Вторая стадия – начало пубертата – связана с увеличением активности гипофиза, которое способствует ускорению роста тканей и появление начальных признаков полового созревания. Стадия заканчивается у девочек в 9-12 лет, у мальчиков в 12-14 лет.
Третья стадия – этап активизации половых желез, во время которого усиливается функционирование других желез внутренней секреции. Это выражается, в «скачках роста», что является существенным биологическим показателем начала подросткового периода.
Четвертая стадия – период максимальной активности половых гормонов.
Пятая стадия – завершение формирования репродуктивной системы.
В 19-20 лет у девушек наступает анатомическая и физиологическая зрелость.
У юношей анатомическое и физиологическое созревания заканчивается к 24 годам.
Особенности функционирования нервной системы подростков.
Процесс полового созревания протекает под контролем Центральной Нервной Системы и желез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играют гипоталамо-гипофизарная система.
Гипоталамус как высший центр вегетативной нервной системы, управляет состоянием гипофиза, который контролирует деятельность желез внутренней секреции. Повышенная активность гипоталамуса в пубертатный период оказывает влияние на соотношение корковых и подкорковых структур мозга.
К 9-10 годам устанавливается отношение кора-подкорка. Кора выполняет ведущую роль в регуляции всего поведения ребенка. Наблюдается высокий уровень развития произвольных процессов, высокая мыслительная продуктивность, уравновешенность эмоциональных проявлений, баланс между системой активации и торможения. В пубертатный период происходит значительное усиление подкорковой активности, что приводит к дестабилизации и сдвигу корково-подкорковых отношений.
Этот сдвиг отражается также в изменении биоэлектрической активности мозга. Этот регрессивный процесс протекает у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет. К концу пубертатного периода ослабевают подкорковые влияния и восстанавливаются зрелые соотношения корко-подкорковых зон.
Таким образом, баланс корково-подкорковых отношений изменяется в пубертатном возрасте в сторону подкорковой активности, что приводит к преобладанию активности возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Это объясняет поведенческие проявления начального подросткового периода: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, гиперактивность. Реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Появляется широкая генерализация возбуждения – реакции сопровождаются дополнительными сопутствующими движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков).
Младшим подросткам свойственны двигательная расторможенность, неусидчивость, раздражительность, агрессивность. Поскольку ослабевают корковые функции, то страдает вся система произвольной регуляции поведения. Снижение произвольного контроля проявляется не только в невозможности подростка совладать со своим поведением, но и в особенностях его внимания, восприятия, памяти, вербальных функциях, мышлении. Младшие подростки недостаточно дифференцированно воспринимают поступающую информацию, испытывают трудности в поддержании произвольного внимания. Речь подростков часто замедляется, становится краткой и стереотипной.
Можно придти к выводу о том, что чаще всего подросток не в силах контролировать сам, те или иные процессы в большей части даже физиологические, это обязательно нужно учитывать при общении и работе с ним. |