Избранные лекции по педагогике.
Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.
Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.
Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.
Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности.
* Интериоризация – глубокое усвоение знаний.
Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.
Задачи педагогики:
1. Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.
2. Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.
3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.
4. Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.
5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.
6. Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.
7. Разработка методологических проблем педагогики.
Педагоги
1. Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики (теории обучения). Разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы.
Основные произведения: 1) «Великая дидактика»(1633-38гг); 2) «Открытая дверь к языкам»(1632г); 3) «Мир чувственных вещей в картинках»(1658г)(учебник переиздавался на протяжении нескольких столетий).
Впервые разработал классно-урочную систему:
1) Разделял четко детей на классы(с учетом возраста)
2) Ввел четверти
3) Ввел оценки
4) Ввел каникулы
5) У учителя теперь был четкий план урока
6) Прием в школу производился один раз в год
7) Ввел переводные экзамены
2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание по Песталоцци, призвано развивать присущее человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения учения и трудовой активности.
Основные произведения: 1) «Лингард и Гертруда»(1781-87гг); 2) «Как Гертруда учит своих детей»(1801г); 3) «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799г).
Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
3. Жан Жак Руссо (1712-78гг) – французский философ. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате – «Эмиль, или о воспитании»(1762г), «Исповедь»(1782-89гг), ставящие в центр повествования «частную» душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.
4. Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866г) – немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.
Основные методы исследования педагогики
1) наблюдение
2) опрос
3) работа с документацией
4) тесты
5) эксперимент
6) моделирование
Основные категории педагогики
1) Образование
2) Воспитание
3) Обучение
4) Развитие
5) Формирование
6) Социализация
7) Педагогический процесс
8) Педагогическое взаимодействие
Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет педагогики – явление образования, как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
Функции педагогики
Методологические основы педагогики
Методология – это учение о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Любая методология выполняет регулятивные функции.
Выделяют три основных метода, которыми пользуется педагогика:
1. описательный метод – служит ориентиром в процессе исследования структуры научного познания.
2. перспективный метод – направлен на регуляцию и регламентацию деятельности.
3. ретроспективный метод – строится на прошлом опыте, обращение к предыдущему опыту.
Пользуясь этими методами, выделяют четыре уровня методологического знания. (авт. Юдин)
1 уровень – Философский – его содержание составляют общие принципы познания словарно-категориального строя науки.
2 уровень – Общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применимые к большинству научных дисциплин.
3 уровень – Конкретно научная методология – совокупность методов принципов исследования и процедур, применяемых в научных дисциплинах.
4 уровень – Технологическая методология – метафизика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичной обработки.
Развитие личности как педагогическая проблема
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания.
Направления: 1) Биологическое; 2) Социальное; 3) Биосоциальное.
Современный подход: личность – это единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Решающую роль играют те мотивы, интересы и цели которые определяют облик личности, придает ей силы и особенности развития характера. Личность-это продукт общественной жизни и живое существо, относящееся к социальному и биологическому формированию. Характеристика личности – это социальный облик человека.
Развитие - процесс количественных накоплений, как простое накопление, повторение, уменьшение или увеличение явления.
Основные движущие силы развития личности
1. противоречие между новыми потребностями
2. противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности
3. противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и количественным уровнем развития личности.
(В.А. Крутецкий)
Противоречия характерны всем возрастам, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Возрастные противоречия проходят через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается, но удовлетворенная потребность порождает новую, побуждая тем самым человека к дальнейшему развитию. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие и четкие формы.
Влияние среды на личность
Среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс – семья. В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.
Окружающая среда и общество всегда влияют на личность. Общество складывается из личностей.
Возрастные, индивидуальные особенности развития
Возрастная периодизация(ВП). В основу любой ВП положено физическое, психическое и социальное развитие.
Возрастные особенности сочетают в себе конкретный возраст, анатомо-физиологические и психические качества.
Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
Возрастные периодизации
Период
|
Педагогическая
|
Психологическая
|
1
|
Младенчество (1й год жизни)
|
Пренатальный
|
2
|
Преддошкольный (от 1 до 3 лет)
|
Новорожденности (до 6 недель)
|
3
|
Дошкольный (от 3 до 6 лет)
Младший дошк.(3-4г), средний дошк.(4-5л), старший дошк.(5-6л)
|
Грудной (до 1 года)
|
4
|
Младший школьный(6-10 лет)
|
Ползунковый (от 1 года до 3 лет)
|
5
|
Средний школьный (10-15 лет)
|
Дошкольный (3-6 лет)
|
6
|
Старший школьный (15-18 лет)
|
Школьный (6-11лет)
|
7
|
|
Пубертатный (11-15 лет)
|
8
|
|
Юношеский (15-20 лет)
|
По этой таблице мы можем четко увидеть, что психологическая ВП отличается от педагогической. В психологической ВП учитываются периоды возрастных кризисов и перемен в жизни человека.
Дошкольный возраст
Ролевые игры – 3-4года – игра в одиночестве; 4-5лет-сюжет в игре;5-6лет-роли, проявление лидерства.
Младший школьный возраст
В шестилетнем возрасте у ребенка наступает большая перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. Появляются новые обязанности, возникают новые отношения со сверстниками. Познавательная деятельность школьного возраста преимущественно происходит в процессе обучения, мышления. В начальной школе развитие происходит от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
В школьном возрасте у ребенка достаточно слаба функция интеллекта и она начинает свое развитие в младшем школьном возрасте. Здесь велика роль учителя и родителей. Главная задача начальной школы – включить ученика в разумно-организованный учебный труд.
Средний школьный возраст(пубертатный)
Подростковой кризис. Тяжелое время и для самого подростка и для окружающих. Развитие мысли. Критичность. Период благоприятен для творчества, но опасен слишком большой эмоциональностью.
Педагогический процесс – процесс образования.
Компоненты процесса:
1. целевой
2. содержательный
3. деятельностный
4. результативный
Процесс обучения
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на формирование ЗУН(знания, умения, навыки).
Признаки ПО:
1. двусторонний характер
2. совместная деятельность учителя и учащихся
3. руководство со стороны учителя
4. специальная организация и управление
5. целостность и единство
6. соответствие закономерностям возрастного развития учащегося
7. развитие учащегося
Учение – процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, заменяя ранее приобретенные.
Главные звенья этого процесса:
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
1. разъяснение информации
|
1. переработка, понимание полученной информации
|
2. ознакомление с основами
|
2. восприятий знаний и умений
|
3. управление процессами осознания, обретенных знаний и умений
|
3. анализ, синтез, сопоставление
|
4. управление процессами познания научных закономерностей
|
4. познание и понимание закономерностей
|
5. управление процессами перехода от теории к практике
|
5. преобразование УН, и их систематизация
|
6. организация исследовательской деятельности
|
6. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
|
7. проверка, оценка в обученности и развитии учащихся
|
7. самоконтроль, самодиагностика
|
Процесс воспитания – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Это передача накопленного опыта старшего поколения младшему. ПВ- это исторический процесс, общая и личная категория.
Принципы воспитания:
1. общественная направленность воспитания
2. связь воспитания с жизнью и трудом
3. опора на положительное
4. гуманизация воспитания
|