Психотерапевт Психологическая помощь!  

                                                                                                                                                                                                                        Наш телефон: (495) 978-81-10

   

Главная
Консультации »
Детская психология родителям
Зависимости
Профессия психолога »
Вопросы-ответы
Контакты
О проекте
Ссылки
Карта сайта


 Поиск по сайту:




Сентябрь
ПН   5 12 19 26

ВТ  
6 13 20  27
СР  
7 14 21 28
 
ЧТ 1
8 15 22 29
 
ПТ 2
9 16 23 30
 
СБ 3 10 17 24 31
 
ВС 4 11 18 25
 

 

 

дети   зависимость    

развод      депрессия

развитие


Избранные лекции по педагогике.

Педагогика – обучение и воспитание подрастающего поколения; наука о законах, принципах, формах и методах образования людей.
Образование – процесс поиска и усвоение человеком определенной системы знаний, навыков и умений; результат этого усвоения, выражен в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.
Обучение – целенаправленный процесс овладения умениями, знаниями, навыками с учетом требований современной жизни и деятельности.
 
Предметом педагогики являются условия и факторы, влияющие на развитие личности.
* Интериоризация – глубокое усвоение знаний.
 
Развитие – организованный процесс функционального совершенства умственной и физической деятельности людей.
 
Задачи педагогики:
 
1.    Научное обоснование, развитие систем образования, содержания, обучения, воспитания.
2.    Исследование сущности структур, функций педагогического процесса.
3.    Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания.
4.    Разработка эффективных форм, организации педагогического процесса.
5.    Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания.
6.    Исследование деятельности педагога и формирование пути повышения квалификации.
7.    Разработка методологических проблем педагогики.
 
Педагоги
 
1. Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский мыслитель-гуманист, педагог, писатель. Основоположник дидактики (теории обучения). Разработал дидактические принципы всеобщего обучения на родном языке и единой школьной системы.
Основные произведения: 1) «Великая дидактика»(1633-38гг); 2) «Открытая дверь к языкам»(1632г); 3) «Мир чувственных вещей в картинках»(1658г)(учебник переиздавался на протяжении нескольких столетий).
Впервые разработал классно-урочную систему:
1)    Разделял четко детей на классы(с учетом возраста)
2)    Ввел четверти
3)    Ввел оценки
4)    Ввел каникулы
5)    У учителя теперь был четкий план урока
6)    Прием в школу производился один раз в год
7)    Ввел переводные экзамены
 
2. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) – швейцарский педагог, основоположник теории начального обучения. Воспитание по Песталоцци, призвано развивать присущее человеческой природе духовные и физические способности. Сторонник соединения учения и трудовой активности.
Основные произведения: 1) «Лингард и Гертруда»(1781-87гг); 2) «Как Гертруда учит своих детей»(1801г); 3) «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799г).
Он разработал методику первоначального обучения детей счёту, измерению и речи, значительно расширил содержание начального обучения, включив в него элементарные сведения из геометрии, географии, рисование, пение, гимнастику.
 
3. Жан Жак Руссо (1712-78гг) – французский философ. Педагогические взгляды Руссо выражены в романе-трактате – «Эмиль, или о воспитании»(1762г), «Исповедь»(1782-89гг), ставящие в центр повествования «частную» душевную жизнь, способствовали становлению психологизма в европейской литературе.
 
4. Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг (1790-1866г) – немецкий педагог. Выдвинул и обосновал принципы создания массовой народной школы. Разрабатывал идею развивающего обучения, которое должно соответствовать природным склонностям учащегося и требованиям культуры. Автор школьных учебников и книг для учителей.
 
 
Основные методы исследования педагогики
 
1)    наблюдение
2)    опрос
3)    работа с документацией
4)    тесты
5)    эксперимент
6)    моделирование
 
Основные категории педагогики
 
1)    Образование
2)    Воспитание
3)    Обучение
4)    Развитие
5)    Формирование
6)    Социализация
7)    Педагогический процесс
8)    Педагогическое взаимодействие
 
Объект педагогики – явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида.
Предмет педагогики – явление образования, как реальный, целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах.
 
Функции педагогики
 
 
 
Методологические основы педагогики
 
Методология – это учение о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Любая методология выполняет регулятивные функции.
Выделяют три основных метода, которыми пользуется педагогика:
1.    описательный метод – служит ориентиром в процессе исследования структуры научного познания.
2.    перспективный метод – направлен на регуляцию и регламентацию деятельности.
3.    ретроспективный метод – строится на прошлом опыте, обращение к предыдущему опыту.
 
Пользуясь этими методами, выделяют четыре уровня методологического знания. (авт. Юдин)
1 уровень – Философский – его содержание составляют общие принципы познания словарно-категориального строя науки.
2 уровень – Общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применимые к большинству научных дисциплин.
3 уровень – Конкретно научная методология – совокупность методов принципов исследования и процедур, применяемых в научных дисциплинах.
4 уровень – Технологическая методология – метафизика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного материала и его первичной обработки.
 
Развитие личности как педагогическая проблема
 
Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для формирования личности в процессе воспитания.
Направления: 1) Биологическое; 2) Социальное; 3) Биосоциальное.
Современный подход: личность – это единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального.
Решающую роль играют те мотивы, интересы и цели которые определяют облик личности, придает ей силы и особенности развития характера. Личность-это продукт общественной жизни и живое существо, относящееся к социальному и биологическому формированию. Характеристика личности – это социальный облик человека.
Развитие - процесс количественных накоплений, как простое накопление, повторение, уменьшение или увеличение явления.
Основные движущие силы развития личности
1.    противоречие между новыми потребностями
2.    противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видов деятельности
3.    противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и количественным уровнем развития личности.
(В.А. Крутецкий)
Противоречия характерны всем возрастам, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Возрастные противоречия проходят через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается, но удовлетворенная потребность порождает новую, побуждая тем самым человека к дальнейшему развитию. В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие и четкие формы.
 
Влияние среды на личность
Среда – это окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов; это окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий.
Первый фактор развития личности, среда, влияющая на этот процесс – семья. В семье, в первые годы жизни ребенка, в эту складывающуюся личность закладываются культура, знания и т.д.
Окружающая среда и общество всегда влияют на личность. Общество складывается из личностей.
 
Возрастные, индивидуальные особенности развития
 
Возрастная периодизация(ВП). В основу любой ВП положено физическое, психическое и социальное развитие.
Возрастные особенности сочетают в себе конкретный возраст, анатомо-физиологические и психические качества.
Для педагогики наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста.
 
Возрастные периодизации
 
 
Период
Педагогическая
Психологическая
1
Младенчество (1й год жизни)
Пренатальный
2
Преддошкольный (от 1 до 3 лет)
Новорожденности (до 6 недель)
3
Дошкольный (от 3 до 6 лет)
Младший дошк.(3-4г), средний дошк.(4-5л), старший дошк.(5-6л)
 
Грудной (до 1 года)
4
Младший школьный(6-10 лет)
Ползунковый (от 1 года до 3 лет)
5
Средний школьный (10-15 лет)
Дошкольный (3-6 лет)
6
Старший школьный (15-18 лет)
Школьный (6-11лет)
7
 
Пубертатный (11-15 лет)
8
 
Юношеский (15-20 лет)
По этой таблице мы можем четко увидеть, что психологическая ВП отличается от педагогической. В психологической ВП учитываются периоды возрастных кризисов и перемен в жизни человека.
 
Дошкольный возраст
Ролевые игры – 3-4года – игра в одиночестве; 4-5лет-сюжет в игре;5-6лет-роли, проявление лидерства.
 
Младший школьный возраст
В шестилетнем возрасте у ребенка наступает большая перемена в жизни. Ведущей деятельностью становится учение. Появляются новые обязанности, возникают новые отношения со сверстниками. Познавательная деятельность школьного возраста преимущественно происходит в процессе обучения, мышления. В начальной школе развитие происходит от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.
В школьном возрасте у ребенка достаточно слаба функция интеллекта и она начинает свое развитие в младшем школьном возрасте. Здесь велика роль учителя и родителей. Главная задача начальной школы – включить ученика в разумно-организованный учебный труд.
 
Средний школьный возраст(пубертатный)
Подростковой кризис. Тяжелое время и для самого подростка и для окружающих. Развитие мысли. Критичность. Период благоприятен для творчества, но опасен слишком большой эмоциональностью.
 
Педагогический процесс – процесс образования.
Компоненты процесса:
1.    целевой
2.    содержательный
3.    деятельностный
4.    результативный
 
Процесс обучения
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на формирование ЗУН(знания, умения, навыки).
Признаки ПО:
1.    двусторонний характер
2.    совместная деятельность учителя и учащихся
3.    руководство со стороны учителя
4.    специальная организация и управление
5.    целостность и единство
6.    соответствие закономерностям возрастного развития учащегося
7.    развитие учащегося
 
Учение – процесс, в ходе которого на основе познания и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, заменяя ранее приобретенные.
Главные звенья этого процесса:
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1. разъяснение информации
1. переработка, понимание полученной информации
2. ознакомление с основами
2. восприятий знаний и умений
3. управление процессами осознания, обретенных знаний и умений
3. анализ, синтез, сопоставление
4. управление процессами познания научных закономерностей
4. познание и понимание закономерностей
5. управление процессами перехода от теории к практике
5. преобразование УН, и их систематизация
6. организация исследовательской деятельности
6. практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем
7. проверка, оценка в обученности и развитии учащихся
7. самоконтроль, самодиагностика
Процесс воспитания – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Это передача накопленного опыта старшего поколения младшему. ПВ- это исторический процесс, общая и личная категория.
Принципы воспитания:
1.    общественная направленность воспитания
2.    связь воспитания с жизнью и трудом
3.    опора на положительное
4.    гуманизация воспитания



Недвижимость в Болгарии

 Опрос:
Где Вам удобнее получить психологическую консультацию ?
В центре
В пределах Садового кольца
В пределах Третьего транспортного кольца
В МО
     Результаты
 Контакты:
@
QIP psyhoterapevt.ru

Оставить сообщение

Подписка на новости
 
    Подписаться
    Отказ от подписки

 © Copyright 2006-2024 ПСИХОТЕРАПЕВТ.ру Web-дизайн, создание сайта: GoodWeb
Система управления сайтом: GoodSite
Rambler's Top100